Как можно хитро заделать щели в тротуарной плитке, чтобы трава не портила вид

Практические советы

Существует множество советов по уходу за тротуарным покрытием, которые помогут сделать работу быстрее и эффективнее:

  • Очистку стыков от мусора и грязи во время подготовительного этапа лучше всего выполнять с помощью сжатого воздуха из компрессора. Но подойдет и узкая насадка от пылесоса, если шланг будет установлен на место “выдува” воздуха. Компрессор позволит удалить не только мусор, но и влагу. Так швы быстрее высохнут.
  • В процессе изготовления сухой смеси на основе песка и цемента следует сначала насыпать только половину песка, потом весь цемент, а в конце высыпать остаток песка. Так получится перемешать ингредиенты более продуктивно и в воздухе не будет летать цементная пыль. Если планируется добавить воду, это делается в последнюю очередь.
  • При применении пластификатора или средств для мытья посуды можно повысить пластичность цемента. То есть качество заделки станет выше. Так получится сделать цементный раствор более густым, он схватится быстрее.
  • Удалять останки цементного раствора следует через несколько часов после затирки. Как только тонкие остаточные частички схватятся, их будет очень просто удалить сухой ветошью. Но вот крупные части цементных остатков лучше убрать сразу, пока они не высохли.
  • Чтобы выяснить, смог ли раствор затвердеть в труднодоступных местах, нужно засунуть туда бумагу. Если она стала сырой, он все еще не успел схватиться.
  • Порой случаются ситуации, когда человек применял бетонную смесь для затирки швов на цветном покрытии, тем самым, испортив наружный вид дорожки. Ее можно покрасить в соответствующий цвет. Конечно, гораздо будет лучше сразу подобрать подходящий материал для затирки цветной дорожки.

Этапы планирования, проектирования и разметки участка

Укладка тротуарной плитки своими руками начинается с выбора материала и планировки участка.

Планировка участка

При планировке придомовой территории не стоит впадать в две крайности – обходиться вообще без мощения или выполнять сплошное покрытие на всей территории. Оптимальный вариант – дорожки от калитки до дома и к основным постройкам на участке и площадка под автомобиль. В этом случае вы сможете избежать грязи в дождливую погоду и в то же время сохраните газоны и многолетние растения.

Немного забегая вперед, технически, в первую очередь необходимо с помощью «маячков» разметить планируемый под укладку участок. При этом необходимо учесть углы территории и соблюсти как поперечные, так и продольные уклоны.

Выбор материала покрытия

Теперь нужно определиться с выбором покрытия для дорожек. Брусчатка считается лучшим вариантом потому, что стоимость укладки тротуарной плитки вполне приемлемая, более того, работу несложно выполнить самостоятельно. Также в пользу этого варианта говорят следующие преимущества:

  1. возможность замены отдельных элементов и демонтажа покрытия;
  2. плитка морозоустойчивая и не плывет на жаре, как асфальт;
  3. неприхотлива в уходе;
  4. влага легко просачивается в швы между элементами.

Важно определиться с видом брусчатки. Так, в продаже есть заводские вибропрессованные и вибролитые элементы

Определитесь с толщиной, цветом и формой изделий. Но если хотите немного сэкономить и располагаете свободным временем и желанием, то плитку можно изготовить своими руками.

В продаже есть несколько видов плиточного покрытия. Каждое из них отличается своими характеристиками, сферой использования и требованиями к основанию:

  1. Вибролитые изделия толщиной до 4 см подойдут для отмостки и пешеходных дорожек. Цена таких элементов самая низкая. Более того некоторые владельцы делают такую плитку самостоятельно.
  2. Вибролитые элементы толщиной до 6 см подходят для мощения проездов и мест стоянки автомобиля. Цена такой плитки средняя, при желании ее делают самостоятельно. Под укладку подготавливают основание из цемента и песка.
  3. Вибропрессованная плитка самая прочная. Ее толщина равна 6-8 см. Она используется в местах с интенсивным движением и нагрузками, изготавливается только на заводе. Производится укладка тротуарной плитки на бетонное основание и песчаную подушку.

Заделка швов фугой

Сегодня помимо традиционных способов заливки швов строительные бригады используют готовый материал — фугу.

Преимуществ у такого средства множество:

  • большая палитра цветов;
  • разделение материала по видам работ (внутренние, наружные);
  • противогрибковые добавки в составе;
  • удобство нанесения;
  • высокое качество конечного результата.

Единственным недостатком фуги является дороговизна. Для экономии средств фуга готовится своими руками. В зависимости от цвета плитки выбирается белая или серая шпаклевка для наружной работы и разбавляется грунтовкой. Консистенция полученной массы доводится до жидковатой сметаны.

Последовательность действий

Межплиточные расстояния промываются водой из шланга под напором. Струя воды удаляет мусор, грязь, мелкие камни и палки.
Подготавливается смесь для заделки или приобретается готовая фуга и разводится водой по инструкции (в строительных магазинах встречается разведенная фуга в ведрах).
Непросохшие швы заполняются смесью из специального шприца. Если нет шприца, его делают самостоятельно из подручных средств. Выбирается плотный полиэтиленовый пакет (например, из-под молочной продукции), наполняется с помощью шпателя самодельной шпаклевкой или магазинной фугой. Затем тщательно перевязывается верхняя часть, а в уголке пакета вырезается отверстие, диаметр которого подойдет ширине щели.
Швы заполняются на 1 мм выше поверхности, после чего сглаживаются тонкой щеткой

Выполняется процедура осторожно, чтобы не испачкалась шпаклевкой брусчатка.

Работа с готовой смесью более кропотливая по сравнению с другими способами заделки. Однако остатки такой шпаклевки легко удаляются с любой поверхности (гладкой, пористой). Правильное фугование обеспечивает тротуарному покрытию приятный внешний вид и долгосрочную эксплуатацию. При выборе способа затирки необходимо учитывать свойства плитки.

Процедура подсыпки

Во избежание просадки плитки и образования впадин нужно засыпать слой мелкого щебня или отсева, толщиной 15-20см. Затем слой крупного песка, желательно без глины, толщиной 5-10см. Каждый слой разравниваем и тщательно трамбуем, смачивая водой, это обеспечит хорошую усадку.

Во избежание образования корневых систем растений используем «мытый» песок и подстилаем плотную пленку. Однако если планируется бетонная платформа, и тротуарная плитка будет укладываться на раствор, то растения не страшны.

Установка бордюров и водосточных желобов. Используя хорошо натянутый маячный шнур, устанавливаются бордюры. Их следует установить на густой цементно-песочный раствор. Аналогично устанавливаются и водосточные желоба, но уже с уклоном 1см на 1м желоба.

Зная размер плитки можно установить бордюры так, чтобы было как можно меньше подрезки. При укладке плитки бордюры послужат надежными маяками.

Ход выполнения работ

Как и любые другие работы, затирку начинают с подготовительных этапов.

Первым делом следует тщательно проконтролировать: застыл ли раствор, на который клали плитку. Для этого следует просто подойти и пощупать раствор в доступном месте. Кожа на пальцах не должна быть влажной. Если нет доступа для пальцев, то в щель между плитками необходимо просунуть кусок бумажки, который потом достают и визуально проверяют на предмет намокания.

Далее с поверхности сметается весь мусор, а также сухие остатки раствора для крепления плитки к подушке. Остатки раствора можно смести в швы. Стоит постараться удалить весь мусор из всех зазоров, используя деревянные палочки.

READ Как клеить плитку на гидроизоляцию стены

Схема нанесения швов на тротуарную плитку.

Когда поверхность очищена, нужно определиться, какая именно затирка для тротуарной плитки будет использована. Вариантов несколько: это может быть чистый песок, цементная или бетонная смесь. Тип смеси подбирается в зависимости от материала плиток. Так, швы керамики или мрамора заделываются только песком. Для тротуарной или цементной плитки подойдет любой раствор. Швы гранитного покрытия стоит заделывать цементным раствором.

После определения с материалом для заделки щелей следует этап его приготовления. При любом варианте необходимо просыпать песок через сито так, чтобы в нем отсеялись все фракции крупнее 0,2-0,3 мм. Если планируется использовать только песок, то на этом подготовка завершена. Для приготовления цементной смеси следует смешать цемент и песок в пропорциях 1 к 5-6, соответственно. Бетонную смесь готовят, смешивая 1 часть цемента с 3 частями песка. В случае, если материал покрытия и финансовые возможности позволяют осуществить выбор варианта смеси, то следует остановиться на наиболее прочном – самым лучшим в этом плане является бетонная смесь, самым слабым – песок. Кроме того, песок имеет свойство выветриваться. Важным моментом является то, что все растворы должны быть сухими.

Чем и как заполнять швы тротуарной плитки

По окончании приготовления смеси переходят к процессу засыпки швов. Это самый кропотливый процесс. Засыпка осуществляется следующим образом: сухой раствор или песок насыпается на покрытие (при этом не обязательно попадать четко в щели, можно засыпать и между швами), затем с помощью веника заметается в щели.

Уровень раствора в щелях следует выровнять и сделать его по высоте равным 1/2 или 3/4 от высоты плитки. Засыпку смеси в швы производят резиновым шпателем. Всю неиспользованную смесь убирают веником с поверхности плитки.

Когда процесс выравнивания завершен, приступают к заливки швов. Это можно сделать ведрами точечно, однако быстрее и качественнее будет полив из шланга всей поверхности.

Далее выжидают время, которое требуется на застывание раствора (обычно 1-3 суток). Это необходимо из-за того, что раствор может «просесть». Когда раствор в швах подсохнет, процедуру повторяют. При повторе сухой раствор засыпают заподлицо с плиткой, после чего опять поливают. Если после высыхания раствор опять просел (везде или в некоторых местах), тогда производят третий повтор (в случае проседания на отдельных участках швов засыпают и заливают только те участки). В случае использования чистого песка его тоже обязательно заливают, чтобы он утрамбовался.

Когда процедура завершена, тряпкой и веником убирают с плитки весь образовавшийся мусор. Покрытие готово.

Алгоритм работы по затирке швов тротуарной плитки

Для обработки используют как сухую смесь, так и цементный раствор. Чтобы вы не выбрали, сначала предстоит выполнить подготовительные работы.

При укладке плитки на бетон обработка швов производится только после того, как он полностью схватился, – то есть не раньше, чем через 3 суток. С цементно-песчаное основанием затирку разрешено начинать сразу же

Важно работать в сухую погоду – чтобы в щелях не было воды. Проверить швы на влажность очень просто: проведите сухой салфеткой между ними

На салфетке не осталось следов влаги – можно приступать к работе.

Вначале нужно хорошенько очистить дорожку от мусора – тут и пригодится веник. Мусор между щелями удаляют с тонкими палочками.

После этого вам нужно выбрать технологию:

— затирка швов тротуарной плитки сухой смесью;

— заливка цементом.

Сухую смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1 к 5. Песок необходимо предварительно просеять через сито, удалить из него крупные фракции (частицы должны быть не больше 0,3 миллиметра). Компоненты смешиваются в емкости для приготовления смеси или бетономешалку.

Готовая смесь засыпается на дорожку. После этого нужно с помощью веника или щетки с мягким ворсом равномерно размещать ее вдоль швов, пока те не будут заполнены до верха. Потом остатки сметаются и удаляются под мощной струей воды из поливочного шланга. Через три-четыре дня затирочная засыпка схватится и немного осядет, поэтому операцию потребуется повторить.

При заливке цементного раствора технология немного другая. Песок также предварительно просеивается и смешивается с цементом (если вы используете марку ПЦ400, то соотношение должно быть 1 к 3, если ПЦ500 – 1 к 4). Потом добавляете к нему воду – пока раствор не приобретет консистенцию сметаны.

Раствор можно готовить в бетономешалке (это удобнее) или в глубокой емкости вручную. Разлейте его вдоль щелей и выровняете с помощью шпателя. Рекомендуем взять резиновый – металлическим можно повредить плитку. Остатки раствора нужно удалить ветошью, пока цемент не схватился. Заливка схватится за три-четыре дня, потом посмотрите, сильно ли просел раствор. Если сильно – операцию придется провести повторно, по описанному выше алгоритму.

Сухая смесь или цементный раствор – что выбрать

Все зависит от материала. Если речь идет о мелкопористых материалах, таких как бетон или керамика, стоит выбрать сухие смеси. Для гладких поверхностей (гранит, мрамор) больше подойдет цементный раствор.

Затирка швов тротуарной плитки: чем и как заделывать

Финальным этапом укладки брусчатки является заполнение межплиточных швов. Чем же засыпать швы тротуарной плитки, чтобы она прослужила вам долгие годы?

Интервал между брусчаткой

Особенное внимание следует уделить расстоянию между плиткой. Наличие дистанции между кирпичами дает возможность им взаимодействовать друг с другом и равномерно распределять нагрузку по всей поверхности

К тому же укладка плитки с правильными интервалами дает возможность визуально сгладить фабричные допустимые неровности тротуарных изделий, в случае изменения формы брусчатки при температурных изменениях компенсируют их размер. Многие считают, что ребристые фиксаторы брусчатки заменяют швы – это ошибка. Если плитка будет уложена слишком близко друг к другу, то материал, выбранный в качестве засыпки, не будет выполнять свои функции. Как следствие – быстрое разрушение тротуара (потертости, сколы, трещины). Затирка швов тротуарной плитки должна быть подобрана таким образом, чтобы обеспечивать эластичное взаимодействие между элементами мощения. Средняя толщина – 3-7 мм.

Зачем затирать швы брусчатки

Как любое бетонное изделие тротуарная плитка имеет поры и микротрещины. В поры попадает вода, которая до конца не высыхает, из-за чего в брусчатке накапливается влага. В период снижения температуры вода в порах расширяется, что приводит к появлению еще большего количества трещин и в скором времени поверхность тротуара разрушается.

Также, в случае незаполнения щелей между брусчаткой, туда может попасть всевозможный мусор, который будет царапать и разрушать камень, а некоторый из них может начать гнить, как следствие – появление лишней влаги, насекомых, посторонних запахов.

Еще одна причина – вибрация. Если между элементами мощения есть зазоры, то вибрация от заезда автомобиля, ходьбы человека и пр. легче воздействует на поверхность, следствие – отрыв плитки от основания.

Вывод: плиточные швы всегда должны быть заполнены.

Песчано-цементная смесь

Многие производители не рекомендуют засыпать швы цементно-песчаной смесью (гарцовкой). Обусловлено это тем, что такая затирка для тротуарной плитки, как правило, выглядит не эстетично. Мало у кого получается затереть плиточный шов гарцовкой не испачкав ее при этом. Особенно плохо это выглядит на цветной тротуарной плитке, которая становится серой после высыхания цемента. Засыпав щели песчано-цементной смесью их нужно пролить водой, вот именно в этот момент и пачкается камень.

Если же исполнитель дает гарантию, что эстетическая составляющая не будет нарушена, или вас это не беспокоит, тогда гарцовка подходит для этих целей: необходимо засыпать швы, пролить водой, после усадки затирки заполнить их повторно. К тому же, при ее использовании насыщение швов влагой будет меньше, чем при использовании просто песка, такое заполнение более препятствует росту травы, хуже выветривается и вымывается дождями.

Речной песок

В большинстве случаев заделка швов тротуарной плитки происходит речным песком. Лучше всего использовать сухой без примесей фракции 0-2 мм. Крупнозернистый песок может неравномерно заполнить интервалы, а наличие примесей, например глины, может оставить пятна на поверхности тротуара. Заделывать швы песком нужно в два этапа:

  • заполнение песком до трамбовки ФЭМ: после укладки плитки швы просыпают песком, дают постоять, если нужно, проливают водой, затем сметают остатки и трамбуют плитку;
  • заполнение песком после трамбовки: после трамбовки брусчатки, образовавшиеся пустоты просыпают песком еще раз, и после окончательно сметают лишний слой.

Песок, особенно в первый год эксплуатации тротуара, может выветриваться и вымываться во время дождей, поэтому надо следить за его уровнем в швах и своевременно при необходимости подсыпать.

Через некоторое время между плиткой может начать прорастать трава, мох. Чтобы снизить вероятность прорастания растительности, пользуйтесь щеткой для уборки тротуара. Если же мох уже появился и сильно портит внешний вид, используйте аппарат подачи воды со струей большого давления. Он поможет избавиться вам от нежелательных сорняков, но при такой очистке из щелей может выбиться и затирка, поэтому после окончания очистительных работ засыпьте песок, используя щетку, там, где это нужно.

Зачем затирать?

Оформление участка тротуарной брусчаткой выглядит красиво и аккуратно. Этот материал укладывается на основание методом набивки. Это возможно при помощи цементно-песчаной основы. Иногда под нее требуется заливка фундамента. Плиточное покрытие привлекает многих людей, которые стремятся облагородить территорию возле дома или коммерческой недвижимости.

Вода

Главный враг для брусчатки и тротуарной плитки не мороз или атмосферные влияния, а влага. Она накапливается в порах материала или микротрещинах, которые есть всегда. При понижении температуры даже до нуля, вода, которая накопилась, расширяется, трещины и поры становятся больше. В результате после зимы плитка в буквальном смысле разорвана замерзшей водой.

Мусор

Еще один нежелательный гость в плитке, который точно попадет в трещины, если не заполнить стыки. Мягкий, а что самое плохое, твердый мусор проникает под брусчатку, в ее поры и трещины. При хождении/проезде по поверхности создается вибрация, а значит, и трение, которое разрушает материал. А если мусор еще и химически активный, плитка просто гниет, как это ни странно.

Засыпка швов песком

Вибрация

Она присутствует и без мусора, не лучшим образом сказываясь на покрытии. Поэтому швы требуется максимально тщательно затереть.

Работа бетонным раствором

Процедура заделки швов раствором предусматривает изготовление смеси из просеянного песка, цемента и воды. Количество цемента и песка берется в пропорции 1:3. Вода добавляется последней до получения пастообразной консистенции.

Качество затирки улучшится, а цементная масса станет пластичнее, если добавить в нее моющее средство. В этом случае консистенция бетона доводится до густой сметаны, время высыхания порядочно сокращается. Смешивается раствор вручную в объемном ведре либо бетономешалке. Полученная масса заливается между плиткой и равномерно распределяется резиновым шпателем (металлический инструмент повреждает покрытие).

После окончания процедуры брусчатка очищается тряпками от излишков бетонной массы. Полное устранение остатков бетона рекомендуется делать спустя 2-3 часа после заливания. Цементный раствор схватится, и тонкая корка легко удалится старой ветошью.Через 2-3 дня застывший раствор усаживается, в таком случае процесс повторяется.

Зачем нужна затирка швов тротуарной плитки

Долговечность замощенной тротуарной плиткой дорожки или площадки зависит от утрамбовки

Важно не только, чтобы основа была плотной и хорошо утрамбованной, но и чтобы плитка плотно прилегала элемент к элементу. Поверхность вибропрессованной тротуарной плитки является шероховатой

Поэтому между элементами есть щели в любом случае, какой бы точной геометрии не имела продукция того или иного производителя. Соответственно такую поверхность нельзя назвать полноценно крепкой и плотной.

Еще одной причиной важности засыпки швов плитки является природный и биологический мусор. Засыпаемый песок имеет весьма мелкую фракцию, которая не позволяет испортить внешний вид плитки, если вдруг будет необходим демонтаж с последующей укладкой в другом месте

Твердый мусор, попадая в швы, может начать разрушать элементы плитки от естественной вибрации при проезде автомобилей и хождения пешеходов. Биологический мусор при этом может привлекать птиц, которые своими клювами могут подтачивать плитку. Гниение биологического мусора сопровождается выделением влаги. Внешний вид плитки испортится из-за подтеков от гниения.

Однако есть еще более весомая причина необходимости засыпки швов. Этой причиной является вода. Большинству строительных материалов вода может нанести вред. И в большинстве случаев этот вред наносится при смене агрегатного состояния воды. Осенью или весной, когда ночью наблюдаются заморозки, крайне опасной является дождливая погода. Вода попадает в щели в жидком состоянии. Ночью она замерзает. Как известно, вода при замерзании увеличивается в объеме. И вот это свойство воды является губительным для бетонных материалов, к которым относится тротуарная плитка. Если между плитками будут щели, не засыпанные песком, то замерзшая в них вода начнет давить, расширяясь в объеме. В итоге тротуарная плитка может быстро начать разрушаться, крошиться.

Речной песок

В большинстве случаев заделка швов тротуарной плитки происходит речным песком. Лучше всего использовать сухой без примесей фракции 0-2 мм. Крупнозернистый песок может неравномерно заполнить интервалы, а наличие примесей, например глины, может оставить пятна на поверхности тротуара. Заделывать швы песком нужно в два этапа:

  • заполнение песком до трамбовки ФЭМ: после укладки плитки швы просыпают песком, дают постоять, если нужно, проливают водой, затем сметают остатки и трамбуют плитку;
  • заполнение песком после трамбовки: после трамбовки брусчатки, образовавшиеся пустоты просыпают песком еще раз, и после окончательно сметают лишний слой.

Песок, особенно в первый год эксплуатации тротуара, может выветриваться и вымываться во время дождей, поэтому надо следить за его уровнем в швах и своевременно при необходимости подсыпать.

Через некоторое время между плиткой может начать прорастать трава, мох. Чтобы снизить вероятность прорастания растительности, пользуйтесь щеткой для уборки тротуара. Если же мох уже появился и сильно портит внешний вид, используйте аппарат подачи воды со струей большого давления. Он поможет избавиться вам от нежелательных сорняков, но при такой очистке из щелей может выбиться и затирка, поэтому после окончания очистительных работ засыпьте песок, используя щетку, там, где это нужно.

Заделка цементным раствором

Просыпать швы после укладки плитки нужно просеянным песком и хорошим цементом. Для рабочего раствора тоже нужен просеянный песок, он смешивается с цементом ПЦ400 в пропорции 1:3. Если применяется цемент ПЦ500, используется соотношение 1:4. Вода добавляется постепенно, раствор в готовом виде напоминает сметану. Состав перемешивается в бетономешалке или в корыте. Готовый раствор разливается по швам, заполняет их и выравнивается заранее приготовленным шпателем из резины. Применять шпатель из металла не рекомендуется, он может повредить плитку.

После заделывания швов поверхность протирается ветошью, чтобы удалить следы раствора. Это делается спустя несколько часов после заливки, когда подсохшая смесь легко удаляется сухой ветошью.

Раствор должен схватиться и просохнуть, на это уходит 3-4 дня. При большой усадке раствора в соединениях тротуарной плитки заливка повторяется. Иногда в раствор для повышения пластичности добавляют моющее средство или пластификаторы. Такая смесь повышает качество заделки, раствор получается более густым и высыхает быстрее.

Заделку швов иногда называют фугованием, а материал заделки — фугой. Состав продается в магазинах и используется для заделки швов в тротуарах из бетона или керамики. Его преимущество перед цементной смесью — многообразие цветов и наличие в некоторых составах противомикробных добавок. Недостаток — высокая стоимость. Можно приобрести как сухую смесь, так и готовый к применению раствор. Сухой смесью можно засыпать швы тротуарной плитки из бетона, готовым раствором — обработать мраморную или гранитную плитку.

Зачем нужно заделывать швы?

Плитка укладывается на песчаную подушку, и внешние факторы могут стать причиной ее разрушения. Поэтому межплиточные швы необходимо подвергать заделке (фугованию) – водостойкая затирка станет дополнительным скрепляющим элементом, сохраняющим целостность мощения. Кроме этого, разрушение покрытия приводит к появлению трещин и портит внешний вид плитки.

К разрушающим факторам относятся:

  • вода;
  • сорная трава;
  • вибрирующие земные толчки.

Вода

Попадая в шов, дожди и талая вода размывают песчаное основание, подтапливая его. Это приводит к рассыханию укладки, задерживанию влаги в песчаной подушке. Поскольку основание для укладки плитки чаще всего бетонное, то влага, проникая в поры монолитной конструкции, при низких температурах превращается в лед и, расширяясь, разрушает и основание, и плитку.

Мусор

Он является вторым негативным фактором, разрушающе воздействующим на дорожки. Семена растений, попадая в межплиточные швы, прорастают, корни могут приподнять отдельные фрагменты мощения и испортить его внешний вид. Скапливающийся мусор загнивает, привлекает насекомых и птиц, что так же приводит к разрушению покрытия.

Вибрация

В результате земных толчков плохо скрепленные фрагменты тротуарного покрытия растрескиваются. К разрушению может привести и езда автомобиля – вибрация, воздействуя на плитку, способствует отклеиванию ее от основания. Зазоры могут расшириться, фрагменты плитки разойдутся и дорожки станут непригодными к ходьбе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector