Красное дерево, орех, дуб — как сделать имитацию
Содержание:
- Последующий уход за вещами
- Подготовка к работе
- Как самостоятельно состарить дерево
- Техника кракелюра
- Какие породы дерева подходят для браширования
- «Сухая кисть»
- Как состарить дерево: главные моменты
- Покраски скребками в стиле Прованс
- Второй способ — рельеф старины и многослойная окраска дерева
- Процедура браширования
- Термическое состаривание
- Мастер-класс: «Как состарить дерево?»
- Окраска и лакирование поверхностей
- Порядок выполнения работ
- Механическое воздействие
Последующий уход за вещами
После завершения декорирования с эффектом старения дерева важно соблюдать рекомендации специалистов. Правильно состаренные предметы не предполагают сложного ухода
Достаточно 1 раз в месяц сухой чистки пылесосом, а также протирать влажной салфеткой наиболее загрязненные участки.
Для усиления блеска дополнительно вскрыть глянцевым лаком или использовать спецсредства для полировки мебели. Кожаные вставки и мебельные гвозди с медными шляпками требуют пропитки особыми составами.
Шлифованную древесину с морилкой без покраски можно обработать мастикой или полиролью на восковой основе. Дополнительная консервация изделия значительно продлит срок эксплуатации и поможет защитить его от разрушительного воздействия перепадов температур, повышенной влажности. Восковую поверхность натирают мягкой ветошью или фланелевой варежкой.
Столешницы, поручни диванов или кресел (другие поверхности интенсивной амортизации) нуждаются в дополнительной обработке защитным лаком
Важно, чтобы его основа была совместима с предыдущим покрытием. Например, акриловый состав нельзя наносить на нитролак, они вступают в реакцию.
Столешницу с мозаичным узором можно дополнительно закрыть гибким стеклом и обработать торцы силиконовым герметиком.
Уход за мебелью
Подготовка к работе
Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.
Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.
Технология | Какие породы рекомендуется использовать |
---|---|
Состаривание при помощи химического воздействия | Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина. |
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей | Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень. |
Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты
Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:
использование сухой кисти; патинирование; лессировка; набрызг; кракле; методика создания потёртостей (Шебби Шик); травление (использование составов типа морилок).
Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)
Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:
браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток); обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла; в горячем песке.
Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.
Мастер-класс. Как состарить дерево?
4
Способ №2 – многослойное окрашивание
Чтобы состарить древесину под настоящий антиквариат нужно потрудиться. Один из способов сделать это – многослойное окрашивание. Что для этого понадобится, узнаем чуть позже, а пока немного поработаем над древесиной вручную. Возьмите шило, молоток, пилку, саморезы, прутья и оставьте след от каждого инструмента. Небольшие сколы, трещины, царапины и потертости придадут естественность старины. Главное, не переусердствовать.
Многослойное окрашивание превращает мебель из дерева в настоящий антиквариат
Теперь переходим к краскам, вам понадобится:
грунтовка для дерева Пинотекс;тонировочная краска;белая глазурь;уайт-спирит для разбавления.
Для первого слоя возьмите грунтовку для дерева Пинотекс и распределите ее по всей поверхности. Грунтовка Пинотекс гуще глазури. Она применяется в тех случаях, когда необходимо создать густой базовый слой. После полного высыхания первого слоя наносим тонировочную краску (антисептик). Ждем, пока все высохнет, и переходим к следующему шагу. Берем мелкую и крупную наждачную бумагу, металлическую щетку. Работаем поочередно всеми инструментами, создавая естественный налет времени. Далее возьмите белую глазурь, окуните в нее кисть, снимите излишки и распределите по древесине. Не нужно плотно и равномерно наносить глазурь. Через нее должен просвечиваться нижний темный слой. Опять берем металлическую щетку и проходимся по подсохшей поверхности, создавая более видимые просветы. Такое старение древесины выглядит контрастно. Чтобы приблизить его к натуральному, следующий слой нужно сделать более приглушенным. Добиться этого поможет разбавление белой глазури уайт-спиритом в равных долях. Наносим разведенную смесь на поверхность и ждем полного высыхания.
Как самостоятельно состарить дерево
Во-первых, потребуется выбрать подходящее дерево. Далеко не каждая порода этих растений подходит для процедуры браширования. Например, такие популярные породы в производстве мебели, как береза, ольха, груша или вишня — категорически не рекомендуется подвергать брашировке. Зато дуб, сосна, орех, мербау, венге — идеально соответствуют всем требованиям.
Чтобы самостоятельно выполнить необходимые работы, необходимо запастись следующим инструментом:
- электродрель;
- защитные очки и респиратор;
- специальная щетка;
- наждачное полотно для шлифовки.
Изъяны или сучки натурального материала не должны смущать владельца. Основной акцент следует уделить четкости рисунка. Рекомендуется провести тренировку на небольшом куске материала, чтобы набить себе руку.
Техника кракелюра
Значительный эффект состаривания поверхности придает создание трещин на покрытии, или техника кракелюра. В данном случае в верхнем слое красящего состава искусственно создается сеть трещин, сквозь которые видно основание либо базовый слой красящего вещества. Техника кракелюра необычайно красива и может быть различных видов: одношаговой, двухшаговой, многокомпонентной и т.д.
Наиболее простой в исполнении является одношаговая техника создания искусственных трещин в слое красящего состава. Для неё понадобится два различных цвета красящего вещества и, обязательно, бесцветный кракелюрный лак. В качестве первого слоя можно выбрать бронзовые, золотые или серебряные оттенки, которые придадут поверхности изысканный вид
После нанесения первого слоя важно, чтобы поверхность полностью просохла. Затем, довольно обильно, наносится прозрачный кракелюрный лак
В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера
Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски
В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера. Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски
Причем важно развести их водой и добиться не слишком густой консистенции. Однако, сильно разбавлять красящий состав водой также не следует, так как трещины будут гораздо больше
Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном
Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком
Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном. Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком.
Довольно интересна техника микрокракелирования, то есть создание на стилизуемой поверхности сетки микротрещин, которые образуют тонкую паутину. В целом данная техника весьма схожа с описанной ранее, хотя имеются и некоторые особенности. Например, в качестве основы на поверхность необходимо нанести прозрачный грунт, а после его полного высыхания наносится бесцветный кракелюрный лак. При высыхании на поверхности образуется сеть мелких трещин размером от одного миллиметра. При желании для защиты на покрытие можно нанести слой патины, пасты, либо масляных красок.
Какие породы дерева подходят для браширования
Преобразовать деревянную поверхность под старину, используя метод браширования, совсем несложно и в домашних условиях. Но не всякая древесина поддаётся такой обработке. Для того чтобы состарить дерево, нужно использовать породы с четко выраженной текстурой: сосна, дуб, лиственница, ясень, орех. А клён, бук, вишня, груша, тик и некоторые экзотические деревья категорически не поддаются механическому состариванию. Бесполезно применять такой механический способ и для изделий из МДФ. Но как сделать состаренное дерево из этих материалов, если других нет в наличии? Для этого случая существует химический способ. Если необходимо состарить древесину хвойных пород, то рациональнее будет использовать механический метод.
«Сухая кисть»
Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.
Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.
И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д
Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.
Как состарить дерево: главные моменты
Чтобы добавить дереву возраста своими руками, надо уметь работать с природными материалами и запастись инструментами. Из инструментов надо иметь:
- металлическую щетку;
- электрический или ручной рубанок;
- наждачную бумагу;
- болгарку.
Кроме перечисленных инструментов, необходимо иметь и средства защиты от пыли. Это может быть респиратор или очки. Так как в процессе создания поделки будет много пыли, то следует подумать о способах вентиляции. Желательно эту работу проводить на открытом воздухе. Если такой возможности нет, то дерево рекомендуется слегка увлажнить перед абразивной обработкой. Но перед вскрытием лаком его следует обязательно просушить. Также не стоит забывать, что сметать руками с поверхности образовывающуюся пыль категорически нельзя, чтобы не допустить появления заноз. Руками также нельзя трогать поверхность, чтобы прочувствовать ее рельефность. Сделать это можно только после полного удаления пыли.
В интерьере такая технология применяется очень часто. Она удачно соединяется с камнем, металлом и керамикой. Без нее немыслим стиль интерьера прованс. Но тогда требуется особая покраска досок.
Состаренное дерево используется внутри дома для ступенек, лавок, а также для создания дизайнерского светильника или отделки комода. Из него можно сделать мебель, например, стол или стулья. Также из него получаются уникальные шкатулки. Способов применения в интерьере старого дерева много, выбор зависит от стиля оформления и эстетических вкусов хозяина.
Покраски скребками в стиле Прованс
Результат будет примерно таким же, как при использовании наждачной бумаги. Разница состоит в том, что наждачная бумага не только убирает часть краски, а также выравнивает поверхность дерева, если в том месте были неровности (что не подходит, если вы хотите сохранить структуру дерева, оставив ее максимально натуральной). Второе отличие — наждачная бумага используется только после высыхания краски.
Необходимые материалы: кисть, краска, скребок (или любая ненужная пластиковая карточка).
Инструкция:
- Сначала покрасьте дерево.
- После того, как краска немного подсохнет (не полностью высохнет, буквально несколько минут, когда покрытие уже сформировалось, но еще липкое на ощупь), возьмите скребок или старую пластиковую карточку и соскребите часть краски в некоторых местах.
СОВЕТ: Если вы красите мебель, то соскребите краску на углах и краях, ведь именно там она чаще всего слазит в процессе использования. Таким образом, эффект старины будет выглядеть более натурально.
Второй способ — рельеф старины и многослойная окраска дерева
С помощью этого способа дереву специально придается вид старинной, антикварной вещи, потертой временем. Для этого используется многослойная окраска дерева.
Предварительно поверхность дерева должна специально подвергнуться всевозможным мелким повреждениям: ее бьют молотком, прокалывают шилом, дерут пилой, пропечатывают шурупами или стальными прутами, делают все возможное, чтобы придать ему рельеф старины.
Затем поверхность грунтуется слоем Пинотекса. После его высыхания она покрывается сплошным толстым слоем тонированной краски (антисептика).
Так как Пинотекс имеет густую консистенцию, он может быть положен неравномерно, так как намного гуще от лазури Белинка. Его используют в тех случаях, если нужно создать густой нижний слой на состаренном дереве.
Лазурь Белинка более жидкая, она легко и равномерно распределяется по всей поверхности дерева, создавая ровную окраску поверхности.
Когда первый слой высохнет его можно намеренно подвергнуть мелким повреждениям: потереть мелкой или крупной шкуркой, пройтись металлической щеткой. Главное – не переусердствовать. Налет времени здесь должен быть минимальным. По утверждению специалистов наиболее достоверный эффект старины дает покраска Пинотексом неравномерным слоем.
После процедуры намеренного состаривания методом нанесения царапин шкуркой или металлической щеткой, на поверхность наносится полупрозрачный слой белой лазури, чтобы сквозь нее просвечивался темный нижний слой. Совсем не обязательно краску наносить равномерным слоем.
После высыхания верхнего слоя, с помощью металлической щетки продольными движениями соскребается верхний слой белой глазури, в результате чего создается рельефный рисунок состаренного дерева. Такой рисунок имеет очень контрастную окраску, что очень далеко от натурального цвета состаренного дерева. Чтобы привести цвет к более совершенному тону, его нужно сделать немного приглушенным. Для этого белую глазурь разбавляют наполовину уайт-спиритом и покрывают деревянную поверхность этой смесью.
Состаренное дерево, созданное на основе лазури Белинка, имеет спокойный теплый тон после окончательной обработки. Пинотекс дает более интересный декоративный эффект, с глубоким темным цветом основы. Его используют в создании состаренной мебели, а также в элементах отделки.
Процедура браширования
Великолепное сочетание винтажного дерева с такими материалами, как кожа, металл или дикий камень — способствует широкому распространению моды на браширование. Эта технология подразумевает снятие верхнего слоя древесины с помощью металлической щетки. Такой прием значительно ускоряет естественное старение материала, которое обычно происходит под воздействием лучей ультрафиолета, перепада температур и влаги. Чтобы не ждать долгие годы помощи от природы, человек может самостоятельно создать винтажную атмосферу за несколько суток.
Для этого нужно избавиться от рыхлых волокон на поверхности деревянного изделия, и закрасить материал специальным составом. Дополнительно можно покрыть его защитным лаком. Это позволит прочно зафиксировать красивую фактуру. Такие типичные признаки старого дерева, как затемнение, выгнутость и ямки — видоизменят декор интерьера до неузнаваемости.
Термическое состаривание
Это самый простой ответ на вопрос, как состарить дерево, поэтому чаще хозяева выбирают именно этот метод, особенно если есть возможность проводить работу вдали от цивилизации. Однако данная технология не так безопасна, как механические способы. Рядом с рабочим местом не должно быть никаких горячих жидкостей и легковоспламеняющихся предметов. Операция, проводимая на свежем воздухе, остается единственным разумным решением. Способов есть несколько, но более распространенными считаются только две технологии.
Использование «огневой мощи»
Термическое состаривание дерева — максимально простой способ, однако здесь существует другая опасность — риск повредить «облагораживаемый» материал. Для работы потребуется паяльная лампа или газовая горелка, а также лист негорючего материала.
- Деревянный элемент устанавливают вертикально, либо укладывают его на негорючий материал.
- После предварительной проверки работоспособности горелки (лампы) ее включают. Двигают инструмент сверху вниз, не меняя расстояния до заготовки.
- Во время процесса внимательно следят за равномерностью обжига. Поверхность древесины должна обуглиться всего на несколько миллиметров. Максимум — 3 мм.
- После завершения обжига древесине дают время на полное остывание. После этого нагар снимают: либо вручную, либо используя электроинструмент. Интенсивность обработки определяют самостоятельно: в зависимости от эффекта, которых хотят получить.
После снятия необходимого слоя заготовку шлифуют наждачной бумагой или специальной насадкой. В этом случае тоже нужна аккуратность и внимательность, так как очень интенсивная работа может стать причиной частичного удаления состаренного слоя. После завершения операции древесину оставляют «как есть», покрывая поверхность только лаком.
Обжиг в емкости с песком
Данный способ подойдет для создания деталей для небольших изделий. В этом случае нужен жаропрочный сосуд, размеры которого подходят под заготовки, а также высушенный, речной песок. Главное требование к нему — отсутствие посторонних включений. Такая процедура тоже проста. По крайней мере, в теории, потому что на самом деле она отнимет довольно много времени и сил.
- В металлический бак засыпают сухой песок. Затем наполнитель в нем нагревают до температуры около 200°.
- После этого заготовки помещают в песок, выдерживают их до тех пор, пока поверхности их не потемнеют.
Особенности у такой операции есть, поэтому надо понимать, что с первой попытки желанного результата можно не добиться. В этом случае нужны тренировки. Нужно учитывать, что снизу песок горячее, чем в верхней части бака, а это станет причиной того, что верх заготовок будет светлее низа. Поэтому во время операции изделия придется переворачивать, медленно погружать, или сразу размещать их определенным образом. Еще один минус «песочной бочки» для мастера — необходимость надежной защиты от горячего песка и металла.
Мастер-класс: «Как состарить дерево?»
Давайте разберем еще один способ, как состарить дерево своими руками. На фото выше показаны этапы выполнения работ, а ниже я подробно опишу их.
1. Нужно правильно выбрать дерево для состаривания. Не стоит выбирать молодую древесину, из-за мелких волокон она не имеет никакой декоративной ценности. Трудно и долго будет обрабатываться смолистая древесина. Дерево должно иметь ярко выраженную структуру и здоровые сучки.
2. Далее заготовку нужно обработать ручным рубанком. Использовать электрический рубанок не рекомендуется, так как теряется эффект натуральности.
3. Стамеской нужно сделать бесформенные засечки на гранях доски, как будто топором.
4. Для снятия мягких волокон древесины можно использовать насадку для дрели с жесткими нейлоновыми ворсинками. При этом не стоит слишком усердствовать и давить на инструмент, нажатия должны быть легкими чтобы не снизился КПД работы. Для обработки можно использовать и металлическую щетку — в этом случаи будет более грубый результат.
5. Можно добавить эффект червоточин, но это на любителя. С помощью керна или тупого гвоздя делаем отверстия глубиной 1-2 мм.
6. Теперь нужно очистить поверхность и вскрыть ее краска-лаком Pinotex Uitra. Данное покрытие будет устойчиво даже к атмосферным условиям. Можно также использовать Сенеж аквадекор.
7. После того, как краска высохнет поверхность нужно зашкурить мелкой наждачной бумагой № 80. В результате будет очень красивый эффект, когда впадины на древесине останутся темными, а выступы светлыми, то есть мы выделим объемность и структурность древесины.
8. Заключающий этап — повторное вскрытие дерева красной.
https://youtube.com/watch?v=xslhjg3n7J8
Окраска и лакирование поверхностей
После завершения обработки поверхности материала приступают к нанесению защитного и декоративного покрытия. Окраска изделий подчеркивает текстуру и старение древесины.
Перед окрашиванием тщательно удаляется образовавшаяся пыль, в зависимости от условий эксплуатации изделий наносятся определенные защитные покрытия. Цвет и тип наносимого окрашивающего состава определяется вашими предпочтениями. Древесину можно покрыть морилкой (бейцем).
Для оформления дерева лиственных пород под вид старого дуба приготавливается смесь из поташа, анилиновой краски и воды. Раствор кипятится, в него добавляется немного уксуса, состав наносится в горячем виде на поверхность кистью.
После этого изделие просушивают около 12 часов и поверхность мягкими движениями обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой. Зачищенные верхние твердые волокна приобретают натуральный цвет, а нижние остаются темными.
Предметы мебели лакируют бесцветным лаком или вощат вдоль волокон. Лак наносится в несколько слоев и после высыхания натирается мягкой тканью. Покрытие защитит окрашенный слой от выгорания и других внешних воздействий.
Искусственное старение дерева описанными методами не только улучшает декоративные качества предметов обихода, но и придает прочность материалу за счет удаления с его поверхности мягких компонентов структуры. Сочетание внешне состаренного дерева в интерьере с металлом и керамикой придает интерьеру ощущение долговечности и благородства.
Порядок выполнения работ
На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.
Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500–2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.
Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок.
После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.
Механическое воздействие
В данном случае при обработке намеренно имитируются повреждения, которые могли бы быть нанесены поверхности дерева. Речь идет об искусственном создании потертостей, царапин, сколов и даже последствий “работы” жука-древоточца.
Специальной методики в данном случае не существует – все зависит от фантазии, целей и чувства меры. При помощи шила, сверла, отвертки, ножа или специального лазера можно хаотично или в формате узора нанести на поверхность дерева повреждения любого характера.
Чтобы углубления были менее выраженными и имели более округлые края можно завернуть в ткань несколько металлических предметов (например, гаек, болтов и т.п.) и завязать. Затем получившимся мешочком следует стучать по поверхности дерева. В зависимости от мягкости породы получаются углубления разной глубины и степени выраженности. Состаренность выглядит естественной и аккуратной.