Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Содержание:

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Примеры английской готической архитектуры

Одним из примеров готической архитектуры в Англии является Солсберийский собор , доминирующий стиль которого принадлежит первичной готике .

В Соборе Святой и Неделимой Троицы-Эли , крыльцо Галилеи , неф и трансепт собора Святого Андрея Уэллса являются примером, в котором сочетаются первичная готика , декоративная готика и готический перпендикуляр . Одна из главных особенностей этого здания — использование «перевернутых арок» или «ножничных арок» на пересечении трансепта.

Примеры перпендикулярной готики включают часовню Королевского колледжа , Кембридж (1446-1515) и Батское аббатство (1501-1539).

Неф Кентерберийского собора и Винчестерский собор также были перестроены в перпендикулярном стиле, как и Глостерский собор .

Кухня в готическом стиле

Готический стиль как художественный, архитектурный стиль зародился в 12 веке на севере Франции. Затем с 13 по 16 века готика распространилась по всей Европе. Название Готика происходит от названия германского племени раннего средневековья готов. Изначально готический стиль распространялся на архитектурные здания и сооружения, и только потом в готическом стиле стали оформлять интерьеры. Особенно проявился архитектурный готический стиль в постройке соборов, храмов, монастырей. Здания в готическом стиле выглядят величественно, с характерными для данного стиля узкими, устремлёнными вверх башнями и колоннами, арками с заострёнными верхушками, многочисленными резными деталями на фасадах и стрельчатыми окнами с витражами.

Особенности готического стиля

Интерьер в готическом стиле это интерьер, созданный в духе средневековья, с характерным дизайном, декором и особенностями, своими отличительными чертами и элементами. Особенностями готического стиля в интерьере кухни являются устремлённые вверх элементы, подчёркнутая вертикальность конструкций и деталей, зрительное создание воздушной, лёгкой обстановки в помещении, мистические, нереальные формы. Непременными атрибутами готического стиля в интерьере, в том числе и на кухне являются своды сложной, стрельчатой формы, большие окна и цветные витражи.

кухня в готическом стиле

Оформление помещения в готическом стиле это в первую очередь попытка создания подобия средневекового замка, величественного, мистического, загадочного и изящного. В обычной квартире создать интерьер в готическом стиле будет сложно. Готический стиль больше подойдёт для загородного дома или просторного помещения с высокими потолками, большими окнами, возвышающимися колоннами, арочными перекрытиями и устремлёнными вверх винтовыми лестницами.

Если размеры кухонного помещения не совсем подходят для оформления общего дизайна в готическом стиле, то на кухне можно использовать элементы готики.

Готический стиль в интерьере кухни приветствует такие натуральные материалы, как древесина классических пород — ель, дуб, орех, природный и натуральный камень, натуральная кожа, железные и бронзовые детали и элементы.

Пол в готическом стиле

Пол на кухне в готическом стиле можно выложить керамической плиткой, паркетом или фактурной массивной доской тёмного цвета. Если предпочтение отдано плитке, то она должна быть тёмных оттенков, рельефной, шестиугольной или квадратной формы, с абстрактным или растительным орнаментом.

готическая кухня

Потолок в готическом стиле

Потолок в интерьере готической кухни преимущественно высокий. На потолке в готическом стиле можно создать эффект кирпичной или каменной кладки, декоративные своды, использовать тёмные деревянные балки. Также готический потолок можно украшать лепниной, ажурными, готическими орнаментами и рисунками. Освещение на кухне в готическом стиле осуществляется с помощью большой кованой люстры подвешенной на цепях, с эффектом свечей вместо ламп или витражными вставками и стилизованными светильниками и канделябрами.

Стены в готическом стиле

Стены в интерьере готической кухни могут быть неоднородными, то есть одну стену можно оформить в виде каменной или кирпичной кладки, а другие расписать или оклеить обоями с орнаментами и узорами в готическом стиле. Характерные для средневекового готического стиля мотивы и узоры это трифоль – так называемый трилистник, узор из четырёх лепестков, готическая роза, геральдический мотивы, родовые гербы, королевские регалии, мистические животные, такие как драконы. Также стены в готическом стиле можно декорировать резными дубовыми панелями, буазери. Кухонный фартук можно выложить мозаикой с характерных рисунком.

Мебель в готическом стиле

Мебель на кухне в готическом стиле тяжёлая, массивная, устремлённая вверх, изготовленная из тёмного дерева. На мебели могут присутствовать железные или бронзовые вставки, кованые элементы. Спинки стульев высокие, резные, имитирующие архитектурные детали средневековых замков и соборов. Стол просторный, большой, деревянный. Также на готической кухне могут присутствовать стилизованные скамьи, сундуки, которые можно использовать в качестве стульев. Навесные шкафы на готической кухне могут быть глухими или со стеклом, украшены витражами или рамками стрельчатой формы.

готический стиль в интерьере кухни

Для оформления кухни в готическом стиле в качестве декора и аксессуаров можно использовать рыцарскую атрибутику – доспехи, мечи, гербы. Также отлично будут смотреться каменные и деревянные резные детали, так как резьба по дереву и камню была довольно распространена в эпоху средневековья.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон. Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

История готического стиля

Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.

Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.

Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.

  • Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
  • Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
  • Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
  • Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
  • Самые креативные скульптуры со всего мира
  • Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
  • Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.

Кентерберийский собор, Wikimedia

Магдебургский собор,

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.

Миланский собор,

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе

Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Основные признаки готической гостиной

За несколько столетий в готическом стиле сформировалось огромное количество уникальных элементов. В разные эпохи дизайнеры и декораторы использовали разные комбинации готических деталей для конструирования интерьеров. Из всего многообразия можно выделить следующие основные признаки и элементы, которые можно встретить в готической гостиной:

  • Высокий потолок и большие пространства. Отличительная особенность готики, как архитектурного стиля – это применение технологий, позволяющих создавать просторные помещения с большими потолочными пролётами (каркасная система строительства).
  • Стрельчатые формы, как основной мотив дизайна. Это могут быть стрельчатые арки, порталы дверей, окна, орнаменты.
  • Потолки со сложным оформлением. Вариантов исполнения потолков много – это могут быть и сводчатые потолки, и кессонные, и потолки с разнообразными орнаментами.
  • Камины с характерными порталами (см. статью про готические камины)
  • Орнаменты, образованные за счёт пересечения секторов окружностей, традиционный готический орнамент – масверк, но есть и другие.
  • Большие остроконечные окна и витражи ещё один признак, ярко выраженный в готических интерьерах. При этом, витражи также могут использоваться для настенных панно.

Естественно, что не обязательно одновременное присутствия всех этих признаков, достаточно нескольких. Мы перечислили небольшой список базовых элементов. Кроме того, многое зависит от временнОго периода, к которому относится интерьер гостиной. Классические детали могут смешиваться с современными в неоготических комнатах.

Здание готической часовни в США, перестроено под апартаменты

Отдельно стоит сказать про мебель. Общепризнанной готической мебели для современой неоготической гостиных не существует. Как правило используется обычная мягкая мебель, но, при желании, можно найти уникальные предметы мебели с готическими резными орнаментами. В целом, мебель имеет второстепенное значение в готической гостиной, главное, чтобы она не контрастировала с остальным оформлением комнаты и не вносила дисбаланса

Основное внимание стоит уделить оформлению стен и потолка

Комната в готическом стиле

Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.

Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

ФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

ФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

ФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

XIX век — возрождение готики. Церковные постройки

В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.

Кёльнский собор был достроен только в 19 веке

С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.

Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде

Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.

Крупнейшие и значительные постройки:

  1. Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
  2. , 1900-1990, США
  3. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  4. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.

Выбор цветовой гаммы

Готический стиль в интерьере предполагает использование насыщенных тёмных оттенков. Выбор цветового решения зависит от индивидуальных предпочтений жильцов.

Обычно готика ассоциируется с глубокими оттенками темной цветовой гаммы. Готика в интерьере общественных мест допускает сохранение основных характеристик, но для оформления жилого помещения преимущественно темный интерьер не очень подходит. Мрачное оформление будет оказывать давящий эффект и сжимать пространство, в котором находиться постоянно очень сложно.

Стильное оформление спальниИсточник evrookna-mos.ru

С помощью разнообразных материалов, используемых для отделки определенных частей комнаты, можно разделить помещение на функциональные зоны.

Допустимо использование для основной отделки жилого помещения нейтральной цветовой гаммы, которую можно дополнить характерным для готического интерьера декором.

Смешение готики с другими направлениями позволяет создать уютную и комфортную обстановку в жилом помещении. Типовые планировки квартир в основном подходят для частичного применения основных элементов готики.

Готический интерьер в гостинойИсточник basicdecor.ru

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector