Готическая архитектура

Финансы

Окно в соборе Буржа с изображением плотников, мастеров бочек и колесных мастеров (нижние панели) — вероятных спонсоров окон.

Епископы, такие как Морис де Салли из Собора Парижской Богоматери , обычно вносили значительные суммы. Состоятельным прихожанам предлагалось отдать процент от своего дохода или состояния в обмен на право быть похороненным под полом собора. В 1263 году папа Урбан IV предложил папские индульгенции или прощение грехов в течение одного года богатым жертвователям, которые сделали большие пожертвования. Для менее богатых членов церкви приветствовались пожертвования натурой, такие как несколько дней работы, использование их волов для перевозки или пожертвования материалов. Священные реликвии из святых отображалось хранятся в соборе , чтобы привлечь паломник, которые были приглашены , чтобы сделать пожертвование. Иногда мощи увозили процессией в другие города для сбора денег.

В гильдиях различных профессий в городе, такие как пекари , меховые торговцы и Drapers , часто сделанные пожертвования, и в обмене небольших панелей с витражными окнами в новых соборных окнах проиллюстрированы их деятельность.

Технология изготовления паяного витража

Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Вырезаем пленку и раскладываем на стекле

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Вырезаем детали

Отламываем деталь

Ломание стекла

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные

Шлифовка

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Оборачиваем края фольгой

Выкладываем детали на эскиз

Все детали уложены

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Выполняем пайку

Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

Список используемой литературы

  • Бехманн, Роланд (2017). Les Racines des Cathédrales (на французском языке). Payot. ISBN 978-2-228-90651-7.
  • Блондель, Жан-Франсуа (2018). Кафедральный собор — это строительство, легенды, мистеры . Париж: Жан-Сириль Годфруа. ISBN 978-2-86553-298-8.
  • Шастель, Андре (2000). L’Art Français Pré-Moyen Âge Moyen Âge (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3.
  • Харви, Джон (1974). Châteaux et Cathédrals-L’Art des Batisseurs, L’Encyclopedie de la Civilization (на французском языке). Лондон: Темза и Гудзон.
  • Houvet, E (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр — Путеводитель по собору . Éditions Houvet. ISBN 2-909575-65-9.
  • Джеймс, Джон (1979). Подрядчики Шартра . Вест Гринстед. ISBN .
  • Макнамара, Денис (2017). Comprendre l’Art des Églises (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-589952-1.
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура собора готических (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Тританьяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Декуврир Нотр-Дам де Пари . Париж: Les Éditions de Cerf. ISBN 2-204-02087-7.
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
  • Венцлер, Клод (2018). Cathédales Gothiques — un Défi Médiéval (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-7712-9.

Готический стиль в архитектуре средневековья

Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.

Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.

Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.

Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:

  • Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин. Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
  • Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
  • Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
  • Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.

Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.

Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.

Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.

Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.

Церковь Елизаветы в Марбурге

Возведение церкви над могилой Святой Елизаветы закончилось в начале XIII столетия, и она стала первым сооружением Германии, выстроенном в чисто готическом стиле.

Заложили храм на берегу реки Ланн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей города Марбурга, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Внутри сохранились уникальные готические фрески.

Красивые готические башни вот уже более 800 лет возвышаются над городом и поражают своим великолепием. Строили церковь на средства Тевтонского ордена, и освятили в честь Святой Марии, но в историю храм вошёл под другим наименованием.

6

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Материалы для строительства в готическом стиле

Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность. Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.

Это интересно: 168,Грюнвальдская битва, одно из великих сражений средневековой Европы — разбираем все нюансы

Монастырские церкви

Бенедиктинские церкви. — В XIII в. монашество делится па две группы: одна из них руководствуется уставом Бенедикта, со всеми смягчениями, внесенными в него временем; вторая — конгрегации с суровой дисциплиной: цистерцианцы, францисканцы и др.*.

Примечание: Монашеские ордена имели для развития готики меньше значения, чем для развития более ранней архитектуры. Орден цистерцианцев в Бургундии, как и францисканцев в Италии, культивировал некую упрощенную готику, одинаково противостоящую и прежней роскоши феодально-монастырского стиля Клюни и развитию городской архитектуры больших соборов. См. Curman S., Cistercienserordens Byggnadskonst, Stockholm 1912.

Характер архитектуры каждой группы так же своеобразен, как и самый дух их уставов. Только бенедиктинцы, не принявшие реформы, восприняли готическое искусство со всей его изысканностью и пышностью; как и клюнийское искусство, новая архитектура своим блеском отвечала запросам ордена.

Преданность бенедиктинцев принципам готики подтверждается всеми воздвигаемыми ими памятниками. Церковь Сен-Дени, хоры церквей Сен-Жермен де Прэ, Сен-Реми в Реймсе, Сен-Жермэ, Везлэ — относятся к первым и самым замечательным произведениям готического искусства. Церкви аббатств в Сен-Лё д’Эссеран, Монтье ан Дэр, Музон, Брэн, как по плану, так и во всех деталях, — стрельчатые церкви.

Капелла, посвященная Мадонне, получает особеннее развитие в монастыре; иногда она даже строится в виде отдельного здания. В церкви Сен-Жермэ ее связывает с абсидой простой проход; в церкви Сен-Жермен де Прэ, вместо того чтобы входить в состав главной церкви, она пристроена рядом.

Церкви цистерцианцев. — Мы подходим к раскольничьим, если можно так выразиться, церквам, т. е. к церквам, принадлежащим реформированным или вновь основанным орденам. Цистерцианская реформа, проведенная Бернардом около 1100 г., являлась протестом против роскоши клюнийцев. Орден Бернарда запрещает украшения, но принимает клюнийские методы и умеет придать стилю ту суровость, которая позволяет отличить цистерцианскую церковь с первого взгляда (рис. 287, О — Обазин).

Рис. 287

Три нефа, абсида, часто заменяемая прямой стеной, простые квадратные капеллы, окаймляющие трансепт, — таков типичный план, приписываемый Вилларом де Гоннекур цистерцианским церквам, и таков же, за исключением небольших вариантов, план существующих церквей: Понтиньи, Сен-Мартэн в Лаоне, Обазин, Сильвакан, Отерив и др.

Церкви проповеднических орденов и пр. — Орден нищенствующих братьев, основанный Франциском Ассизским в 1208 г., также придерживается сурового стиля. Церковь в Ассизи — однонефная, без боковых галерей. Орден братьев-проповедников, основанный несколькими годами позже Домиником, рассматривает церковь как помещение для проповеди. Чтобы избежать сложности сводчатой постройки с тремя нефами, требующей применения аркбутанов, они довольствуются планом с двумя нефами, завершающимися абсидой (рис. 287, Т).

Этот двойной корабль освещается непосредственно широкими окнами (якобинские монастыри в Тулузе и Ажане, древняя якобинская церковь в Париже и т. д.). План Т относится к Тулузе. Орден тамплиеров, основание которого связано с крестовыми походами, воспроизводит круглую форму мечети в Иерусалиме, на месте храма, где находился центр их ордена *. Этот круглый план воспроизведен в церкви командорства тамплиеров в Париже.

Примечание: Тамплиеры — монашески-рыцарский орден, основанный в XI в.; вел самостоятельную крупную политику, в том числе финансовую; строительство его носило преимущественно светский, крепостной характер. Орден уничтожен в борьбе с королевским и папским феодализмом в начале XIV в.

Деревянные стеновые панели и комбинированная отделка

В XIX веке получило широкое распространения отделка стен деревянными стеновыми панелями. В Англии было принято отделывать только нижнюю часть стены (), а верхняя часть отделывалась другим материалом, таким образом получалась комбинированная отделка. Благодаря тому, что именно в Англии готический стиль был наиболее популярен, интерьеры того времени включали данный модный тип декора. Постепенно подобный стиль распространился на другие страны Европы.

Замок Лизмор Банкетный зал

Огромный зал столовой в замке Лизмор был оформлен Огастесом Пьюджином. Нижняя часть стены закрыта деревянными панелями, а верхняя обоями с геральдическим орнаментом. Кстати, обоям мы также обязаны англичанам, именно на Туманном альбионе приобрел популярность подобный тип оформления. Можно сказать, что перед нами типичное помещение викторианской эпохи.

Библиотека замка в Леднице, Чехия, 19 в.

Библиотека (Чехия) была оформлена английскими декораторами. Здесь мы видим такую же классическую готическую отделку стен: нижняя часть – деревянные панели, верхняя – обои с геральдическим орнаментом.

Спальня короля в Замке Нойшванштайн, Германия

Стеновые панели со сложным готическим орнаментом использованы в  королевской готической (Германия). Подобный сложный декор отсылает нас к типу оформления стен в древних соборах, только в них применялась не деревянная, а каменная резьба. Верхняя часть стен покрыта гобеленами с изображениями героев древних немецких сказаний (общий стиль Замка Нойшванштайн).

Спальня герцогини в замке Сихров, Чехия, 19 в.

Спальня в Замке Сихров (Чехия) оформлена достаточно необычно. Здесь мы видим комбинацию небольших деревянных панелей с отделкой стены шёлком

Обратите внимание на деревянный потолочный карниз, который имеет традиционные готические орнаменты в виде четырёхлистников

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон. Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Приходские церкви

Архитектура приходских церквей, подчиненных непосредственно власти епископата, идет теми же путями, что и архитектура кафедральных соборов. Здесь готическая архитектура развивается во всей своей чистоте и умеет приспособиться к скромным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чаще всего из соображений экономии приходится отказываться от сводов над нефами, и сводом перекрывают только хор. А для того, чтобы избежать необходимости передавать распор при помощи дорогостоящих аркбутанов, хор оставляют без обхода. Эти приемы просты и четки, и здание, кроме других преимуществ, обладает тем достоинством, что не представляет собою просто миниатюрное повторение собора.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Средневековые гостиные

В средние века готический стиль использовался, в основном, для строительства церквей, соборов и монастырей. Жилые постройки долгое время следовали традициям романского стиля. Было построено лишь несколько готических замков, которые считались новаторскими сооружениями своего времени. К сожалению, до наших дней дошло только несколько сооружений, в очень плохом состоянии.

Большой гостевой зал в Замке Жака Кёра, Франция, XV в.

Особняк Жака Кёра в Бурже (Франция) – крупнейшая из сохранившихся построек средневекового периода. Здание было возведено в XV веке.

Большой гостевой зал – главная комната в замке, как видно, до наших дней сохранились только общие очертания декора, судить об оформлении интерьера трудно. Тем не менее мы видим несколько характерных деталей: каменные барельефы на стенах в виде стрельчатых арок, также сохранились небольшие фрагменты настенных росписей. Комната занимает всю ширину здания и имеет большие прямоугольные окна, что необычно для готической постройки. Раньше оконные стёкла были полностью оформлены витражами, но они утрачены. В центре зала главное место занимает большой камин, по своей стилистике он относится скорее к романскому стилю. Потолок, также, выполнен в романском стиле – деревянные потолочные балки.

В целом, можно сказать, что в средневековый период романские интерьеры дополнялись готическими декоративными деталями (витражами и орнаментами).

Эксетерский собор

С точки зрения сложности декоративного оформления готика – один из самых сложных стилей. Первые французские соборы сразу стали резко выделяться обилием оформительских деталей. Английские архитекторы пошли по пути ещё большего усложнения декора и создали направление «украшательской готики».

Место расположения: Великобритания, город Глостер.

Даты постройки: в 1107 г. был заложен собор в норманнском стиле, в 1258 г. начали перестраивать незаконченное здание в готическом стиле, приблизительно в 1400 г. строение было закончено.

Кто построил? Изначально руководил строительством номаннского собора Уильям Варелваст, затем его сменил Уолтер Бронескомб и счёл проект устаревшим, затем архитекторы менялись ещё много раз.

Главный фасад Эксетерского собора

Из-за затяжного строительства получилось здание, составленное из частей разных эпох. Большая часть норманнских построек сохранилась, в том числе часть стен и две массивные квадратные башни. В Эксетерском соборе самый длинный сводчатый потолок в Англии, потому, что в нем нет центральной башни. Кроме этого, в соборе есть еще масса достопримечательностей и оригинальных черт, которые делают его уникальным.

Интерьер главного нефа Эксетерского собора

Сложные составные колонны в виде пучка стержней продолжаются к вершине каждой арки и служат для оформления арки. Потолочные нервюры выполняют в данном случае уже не практическую, а декоративную функцию, они как бы обвивают потолок главного нефа. 

Детали оформления арок

В оформлении арок мы видим сложное нагромождение декора, который состоит не только из каменной резьбы, но и разноцветной росписи.

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector